Двигатели и запчасти на спецтехнику
Загрузка
+7 924-58-0000-1 UniDvigatel02

Затаможка груза в Китае: что и кто поможет при прохождении этой процедуры?

07.11.2015
Представители китайской стороны нередко допускают ошибки в оформлении экспортного груза, поэтому процедура может затягиваться
Представители китайской стороны нередко допускают ошибки в оформлении экспортного груза, поэтому процедура может затягиваться

Получая в срок новый китайский двигатель, его владелец часто не задумывается о том, какой путь преодолел агрегат и с какими трудностями оформления, возможно, пришлось столкнуться поставщику. А зачем, если все окончилось благополучно? Размышлять на эту тему начинают, пожалуй, те, кто попал в число покупателей-неудачников: им продавец предоставил продукцию с задержками, объяснив это, например, простоями на таможне. На самом деле проблемы могут возникать даже, когда груз еще не пересек границу страны-производителя – во время затаможки (именно так называют начальный этап таможенного оформления). Разберемся, что это такое и почему этой процедуре стоит уделить не меньшее внимание, чем пресловутой растаможке.

Что такое затаможка груза?

Для того чтобы товар мог пересечь границу, он должен получить на это специальное разрешение. Именно с этой целью и производится затаможка – подача экспортной декларации, уплата соответствующих пошлин, а также оформление ряда других товаросопроводительных и разрешительных документов. Кто же может выполнять эту процедуру?

В каких случаях особенно актуально участие компании-посредника

Многие китайские предприятия не имеют государственной лицензии на ведение ВЭД, а значит взять на себя заботы об экспорте не могут. Чтобы не отказываться от поставок за пределы Поднебесной, они практикуют сотрудничество на условиях EXW: на продавца возлагаются минимальные финансовые обязанности, а на покупателя – максимальные. В таких ситуациях таможенное оформление в Китае часто осуществляет брокер-посредник, который формально закупает продукцию у завода и выполняет остальные необходимые процедуры. У небольших предприятий часто возникают сложности с возвратом НДС (напомним: система возврата НДС в Китае была создана в целях стимулирования экспорта). Поэтому они регулярно перепоручают экспортные операции компаниям-посредникам, которые специализируются на оказании таможенных услуг.

Проблема китайцев – частые ошибки в оформлении экспортной документации. Это не только увеличивает сроки поставки, но и вызывает трудности при растаможке в стране-импортере, а также приводит к удорожанию себестоимости продукции. При этом китайские компании зачастую не несут за ошибки никакой ответственности, так что предъявлять претензии кому-либо бесполезно.

Какие документы нужны для затаможки груза?

Многие китайские заводы не имеют государственной лицензии на экспорт, поэтому вынуждены обращаться к посредникам
Многие китайские заводы не имеют государственной лицензии на экспорт, поэтому вынуждены обращаться к посредникам
Могут также понадобиться пустые листы с печатью изготовителя продукции на тот случай, если первоначальные инвойсы или упаковочные листы окажутся заполнены не по установленному образцу, что в Китае, к сожалению, не редкость.

В документации необходимо указать регистрационные номера отправителя в инспекционном органе КНР (CIQ) и в таможне. Эти данные, а также договор, могут быть предоставлены в виде копии, тогда как все остальные вышеперечисленные документы должны быть в оригинале, особенно если завод-производитель находится за много километров от места таможенного оформления груза.

Сертификация при экспорте

Все экспортируемые из Китая изделия проходят обязательную проверку в Центре сертификации качества, результатом которой становится присвоение разного в зависимости от типа товара сертификата. К примеру, продукты растительного происхождения получают фитосанитарный, а животного – ветеринарный вариант. Промышленным товарам, в том числе и двигателям на спецтехнику, выдается, как правило, сертификат происхождения, удостоверяющий, что продукция была изготовлена в КНР из китайского сырья или подверглась на территории этой страны обработке.

Несколько слов о весе

В процессе таможенного оформления важно контролировать, чтобы реальный вес товара точно соответствовал заявленному. Иначе, по китайскому законодательству, у груза есть все шансы перейти в категорию контрабанды. Рассчитывая эту характеристику, перевозчики иногда оперируют понятиями «реальный» и «объемный вес», если товар имеет крупные габариты, но весит при этом немного. Это вносит определенную путаницу, которая и без того не редкость на китайской таможне при взвешивании. Не имея опыта в затаможке груза и не разобравшись досконально в этом вопросе, можно «попасть» на крупную переплату за объем или не вписаться в действующие ограничения. Разумеется, профессионалам, неоднократно оформлявшим экспортные операции, это не грозит.

Есть ли особенности в затаможке двигателей для спецтехники?

Безусловно! Например, не все знают, что «родные» заводские шильды на двигателях иногда заменяют на аналогичные, но с другими техническими параметрами – специально для прохождения таможни. Обнаружиться это может спустя несколько лет эксплуатации, когда возникнет необходимость замены и завод-производитель вдруг заявит, что «модели с такими параметрами не выпускал». Для чего же делается такая подмена? Иногда запчасть с первоначальными характеристиками (мощностью, весом) «не удобна» для прохождения таможни: если оставить все как есть, продавцу придется либо заплатить крупную пошлину и повышенный НДС, либо вообще отказаться от экспорта из-за потенциальных простоев и переплат. Чтобы избежать этого, некоторые намеренно изменяют информацию на шильде, а покупатель может и не догадываться о такой «рокировке». Когда в процессе участвует профессионал, у него гораздо больше шансов проследить, чтобы клиенту был доставлен «правильный» двигатель на бульдозер или самосвал.

Подведем итоги

Как видим, экспортное оформление – достаточно сложный процесс, требующий специфических знаний, наличия налаженных связей и умения обходить подводные камни. Успех процедуры, равно как и ее сроки, зависит от многих факторов: от наличия полного пакета документов, от умения найти общий язык с производителем и от знаний исполнителем тонкостей таможенного процесса. Если обстоятельства сложатся благоприятно, нахождение груза непосредственно на таможне может занять всего несколько часов. Разумеется, предварительно понадобится еще несколько дней, чтобы собрать полный пакет документов. С другой стороны, затаможка может затянуться и на неопределенное время, если, например, упаковочные листы или инвойсы были заполнены некорректно, а пустых бланков завода у покупателя по незнанию не оказалось. Каждая категория товаров имеет свои особенности, и запчасти для спецтехники – не исключение. Поэтому вряд ли стоит отказываться от профессиональных таможенных услуг, стремясь приберечь копейку-другую: экономят в этом случае единицы, расплачиваясь неделями простоя за отсутствие опыта. Будьте бдительны и сотрудничайте только с профессионалами!

Возврат к списку

Скидка 1000 рублей, если в течение рабочего дня мы Вам не ответили.